понедельник, 2 февраля 2009 г.

14. Реформы Солона.

14. Реформы Солона.

509 г. до н.э.

1)Отмена всех долговых обязательств (сисахфия). Убрал долговые камни, выкупил проданных за границу, онулировал долги.2)Все население разделил на 4 имущественных разряда. Единица измерения богатства медин = 52 кг. 1 медин зерна=1 драхма. I-я группа год-й доход более 500 медин. Пентакосиамедины (пятисот мерники);II более 300 медин всадники;Ш более 200 Зевгиты;IV менее 200 Феты.Принадлежность лица к имущественному разряду определяло уровень его политических прав 3)Вводится новый гос. орган совет 400 (исполнительно-распорядительный орган). Избирался из представителей первых 3-х разрядов,в рамках старых временных племен по 100 человек от каждого племени.Курировал финансовые вопросы,Осуществлял контроль за действием должностных лиц.4)Учреждается новый судебный орган Гелиэя (суд присяжных).Члены – все разряды.Судебный орган.5)Поощряется ремесло,торговля.Разрешается вывоз оливкового масла, запрещается вывоз зерна.6)Издается свод законов, регламентирующий жизнь граждан.7)Легализова проституцию (взымал налог).Реформы Солона хоть и были радикальны, в то же время компромиссны: 1)Не выполнил главное требование крестьян (не произвел передела земли).2)Оставил нетронутым ареопаг и коллегию архонтов.3)Демос (большая часть населения) не получил прав на участие в управлении афинским гос-вом.

      14. Реформы Солона.

Реформы Солона. В 594 г. до н.э. архонт Солон (один из девяти входивших в коллегию архонтов) был облечен чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они пелагами (от слова "ближние") и шестидолъниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выборными, но занимали их с учетом знатного происхождения и богатства. По происхождению Солон принадлежал к знатным людям, по образу жизни — к средним слоям. Одаренный оратор и мудрый советчик. Сам Солон воспринимался обеими партиями с доверием: для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного.Первым делом он освободил соотечественников от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название сисахфия (стряхивание бремени).

Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участ-

ках.  велено  сбросить,  а  проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям

В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер такого владения. Одновременно введена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку и поощрение ремесла. На основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления. В результате были выделен классы: пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.

Граждане первых двух разрядов стали служить в коннице,  зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту,  а феты - подразделения легковооруженных воинов и команды военных кораблей.

Высшие должности он сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных от каждого из четырех племен (фил) кандидатур. Каждая фила отбирала в коллегию девяти архонтов по десять человек, и между ними бросали жребий. Эта процедура сменила практику, в соответствии с которой Совет ареопага приглашал к себе кандидата и, обсудив его в своей среде, избирал подходящего человека на год, а потом отпускал.Далее он учредил Совет четырехсот, по сто от каждой филы, но из первых трех разрядов. Он был учрежден в противовес аристократическому ареопагу.Охрана законов, надзор за государственным порядком и привлечением ответственных, включая кары и штрафы, по-прежнему сохранялись за Советом ареопага (он состоял из пожизненных членов, бывших архонтов) и девятью действующими архонтами.

Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 100 запасных. Три направления Солоновых реформ имели явную демократическую нацеленность.Эти направления сводились к следующему отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; предоставление всякому желающему возможности выступить в суде или в собрании истцом за потерпевшего обиду (раньше, если обиженный терпел причиненный вред, то он либо сам, либо через посредников выступал истцом, отныне любой гражданин, видящий обиду по отношению к кому-либо, мог выступить в защиту обиженных); третьим новшеством стала возможность апелляции к народному суду на народном собрании, которое обладало высшими судебными и законодательными полномочиями.Право на защиту обиженного (теснимого произволом, введенного в заблуждение и т.д.) означает новую тенденцию в политической жизни древнегреческого полиса, которую иногда называют созданиям (изобретением) законов-воспитателей. К этому разряду примыкают требования Солоновых законов о том, что в случае междоусобиц необходимо под угрозой лишения гражданских прав примыкать к одной из соперничающих партий. Сюда же относится и закон о запрете брать живых людей под арест в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях (а разрешено, вероятно, на улицах, площадях и у себя дома). Безусловным был также запрет каким-либо образом нарушать покой мертвых. Существовал запрет убивать пахотного быка, потому что он был "товарищ человеку по работе". Если отец не научил сына никакому делу, то в старости сын не был обязан должным образом содержать такого отца. Кто не в состоянии указать, на какие средства он живет, тот лишался гражданских прав.Обе враждующие партии переменили к нему отношение, поскольку он не оправдал их ожиданий, ибо народ рассчитывал, что он произведет полный передел всего, а знатные — что он вернет прежний порядок. Вот почему Солон объявил, что его законы рассчитаны на много лет и он не желает что-либо в них менять, и, дабы не навлечь вражды, на 10 лет покидает страну. По мнению Аристотеля, реформатор "хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой партией, достичь тирании, предпочел навлечь на себя ненависть тех и других, но зато спасти отечество и дать наилучшие законы".Недовольство законами и нововведениями создало благоприятную почву для демагогии и тиранства. После Солона Афинам пришлось пережить период смуты, а позже и тирании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий