понедельник, 2 февраля 2009 г.

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи (общая характеристика).

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи (общая характеристика).

(1792-1750) г. до н.э. В 1901 г. французы при раскопках г.Сузы (столица древнего Элама) нашли базальтовый столб высотой 2 м., законы были написаны Аккатским языком. Рисунок на столбе – Хаммурапи получает от Бога свиток -> ДВ законодатель обожествляет законы). Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. В прологе излагаются цели и задачи древневосточного общества.Цель пролога – обосновать прочность и незыблемость царской власти.В прологе формулируется древневосточная государственность, внутренние и внешние функции государства, звучат особенности политико-правовой мысли древнего Вавилона. Основной темой пролога и эпилога является тема справедливости.Основная часть:1-5 статья,регламентируются процессуальные отношения(посвящены наказаниям за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения).6-12(14) регулируются имущественные отношения и предусматривают ответственность ,за преступления против имущества (статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст. 6—14), о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст. 7)).127-194 брачно-семейные отношения.

195-214 посящ-ся охране личности (предусматривает наказание за преступление против личности).215-276 определяют меру ответственности за ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей

277-282 регулируют правила покупки рабов и обращение с рабами. Черты законника: 1)Архаизм (отсутствует деление текста на статьи, на отрасли права, не развит понятийный аппарат. 2)Казуистичность (нормы права представляют собой конкретные судебные решения, наглядные и понятные для восприятия). В отдельных случаях обобщенные судебные решения. 3)Невысокий уровень правовой техники (казусы сформулированы в виде простых утверждений либо опровержений, которым предавался характер юридических фактов). 4)Прослеживается влияние религии, но оно не столь велико, как в других станах ДВ (четко проводится грань между греховным и преступным). 5)Влияние морали. 6)Символизм наказания  (по принципу Талиона).7)Формализм (достаточно было поклясться и это освобождало от ответственности). 8)Жестокость наказаний 9)Прослеживается некот. либерализм в регулировании имущественных отношений и в регулировании брачно-семейных отношений.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий