понедельник, 2 февраля 2009 г.

31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

Архаично, неразвито, не был оформлен понятийный аппарат, не высокий уровень развития правовой техники. Источники : 1)нормы обычного права,2) к 5-6в. нормы обычного права оформляются в  варварские правды (вестготская, баварская, бургундская, саксонская). Для ФГ характерен национальный принцип права (судили на основании национальности). Варварские правды похожи (записаны на латыни, отражают процесс становления феодальных отношений).3)Правовые акты королей (эдикты,  рескрипты, капитулярии) 4)Иммунитетные грамоты, выдававшиеся королями крупным феодалам. 5)Грамоты формулы, представляли собой образцы для заключения различного рода договоров). 6)Церковное право. 7)Римское право. Салическая правда. Создана в 6(8) в. состоит из преамбулы, основной части и заключения. Символична, казуистична, фрагментарна, прослеживается влияние религии (язычества) – сохраняются жертвоприношения. Не характерна четкая система изложения правовых норм. Отрасли права не оформились. С. Правда регулирует правовое положение населения, имущественные отношения, б-с отношения, уголовные отношения, процессуальные отношения. 

      31. Раннефеодальное право.Салическая правда, ее происхождение и юридическая природа.

Салическая правда (ок. 510г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по латыни Салическим законом (Lex Salica) и Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впосл.едствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв. Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания за них, имущественные обязательства и наследование аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником. Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян. Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятности на основании тарифа поранений и наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем —в 600 солидов и убийство в военном походе —в 1800 солидов Откупная цена за совершенное убийство именовалась вер-гелъдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Однако судили лита по тем же правилам, что и раба. В южной части королевства, где проживали галло-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики). Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования (соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности. Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями— капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

Салическая правда — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий