понедельник, 2 февраля 2009 г.

54. Мусульманское право.

54. Мусульманское право.Стало основой укрепления арабского государства. Установленное право, или шариат, строится на Коране 650 г., так называемым “божьим откровении”, поведанном Мухаммеду. Пророк Мухаммед и его 4 халифа (халиф- преемник, заместитель) изложили основные заповеди ислама на основе которых и произошло объединение арабских земель в мощное государство Арабский халифат. Коран состоит из 114 сур, 80 из них закрепляют нормы поведения праведного мусульманина и следовательно правовые нормы. Мусульманскому обществу было свойственно отождествлять религиозные и правовые нормы. На этом держались целостность государства и правосознание. Граждане старались не переступать закон не только опасаясь установленного наказания, но и кары божьей. Граждане выступали как объект единственным субъектом арабского права являлся Аллах. Правовая система арабского халифата классифицировала нормы по видам:обязательные,рекомендуемые, дозволительные, предосудительные, запрещенные. Отсутствовали такие понятия как свобода личности,ее незыблемые права,присущие римскому праву. Арабы несли обязанности в отношении Аллаха и неукоснительно должны были выполнять его волю. В процессе формирования феодального общества возникает необходимость создания новой правовой системы путем трансформации исламских религиозных воззрений. Причиной явилась невозможность применить те догмы, которые создавались в рамках родовой общины, к новым условиям. Так появились работы Ахмеда ибн Ханбаля, Абу Ханифа, на основе шариата, разработавших такие нормы, которые можно было применять в отношении института собственности, судебных разбирательств существующих государственных органов. С расширением гос. территории растет число, исповедующих ислам. Разнородность обычаев этих территорий способствует трактовки той или иной нормы. Результатом становится разделение шариата на 2 ветви: шиизм (его приверженцы считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и суннизм (его приверженцы опирались в богословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка). Кроме Корана как источник права применялись Сунна – изложение жизни самого Мухаммеда и иджма – согласие общины. Главы Сунны или хадисы, содержали нормы семейного, судебного права, определяли правовое положение рабов. Иджма (в суннитском исламе одна из основ мусульманского права, согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной пророка Мухаммеда. Иджма  представлена в комментариях, сведенных в сборники норм, которые восполняют пробелы в религиозном законодательстве. В ходе реализации концепции иджма‘ мусульманской общиной (уммой) были приняты канонический текст Корана, тексты основных сборников хадисов, утверждены основные мусульманские религиозные праздники.) стала результатом совместных трудов общинников, которые были учениками Мухаммеда либо популярными проповедниками. Результатом противодействия различных направлений мусульманства становится кияс “решение правовых дел по аналогии”. На основе норм, установленных шариатом халифы оформляли распорядительные документы – фирманы, ставшие своеобразным источником права. Мусульманское право определяло круг вещей, которые не могли находиться в собственности гражданина – водные пути, пустынная местность, воздух. “Нечистые вещи”, запрещаемые религией – свинина, вино, запрещаемых религией. Понятием вакуф определялась собственность, ставшая пожертвованием храму. Право собственности было незыблемым его никто не мог ограничить. Прямым выражением религиозных догм стало семейное право. Холостое положение не приветствовалось шариатом. При заключении брака обязательным условием было заключение брачного договора. Специфичным стало разрешение многоженства. Система наказаний в Арабском халифате была весьма суровой. Большинство преступлений рассматривались как направленные против Аллаха. Судебный процесс шариата имел обвинительный характер. Процессуальные процедуры производились в устной форме. Клятва на Коране принималась в суде как веское доказательство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий