понедельник, 2 февраля 2009 г.

12. Преступления и наказания.Судопроизводство по законам Ману.

12. Преступления и наказания.Судопроизводство по законам Ману.

Уголовное право,  представленное в Законах Ману, “+” довольно высокий для своего времени  уровень развития,  что  проявляется  в  указании  на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть  преступления  в  зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. “-‘ Законы отражают сохранение пережитков старины,о чем свидетельствует сохранение принципа талиона,  ордалии, ответственности общины за преступление,  совершенное на ее территории,  если  преступник  неизвестен.Среди преступлений на первом месте стоят государственные: служба  врагам царя,  поломка городской стены, городских ворот.Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.  Среди имущественных преступлений  Законы  большое  внимание  уделяют краже,  призывая царя к обузданию воров.  Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа,  совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.  Меры,  применяемые к вору,  зависели  от  того,  был ли он задержан на месте преступления или нет,  совершена кража днем или  ночью.Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь.  Воров,  совершающих кражу ночью,  следовало,  отрубив обе руки, посадить на кол.  При первой краже вору отрезали  два  пальца,  при

второй  -  руку  и  ноги,  третья кража влекла за собой смертную казнь.  Наказание несли также  лица,  видевшие

кражу,  но не сообщившие о ней. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие,  совершенное над личностью,  и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.  К насилию относилось и убийство,  и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь.Убийство при защите себя,  охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не  наказывалось.  Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений.  Законы  устанавливали  суровое наказание за прелюбодеяние,  за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, которая  правит людьми и охраняет их,  предписывая применять наказание с учетом всех  обстоятельств  совершения преступления,  степени осознанности его. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире". Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность  древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. В ряде случаев от наказания можно было откупиться. Выкуп за кшатрия оценивался в 1000 коров, за вайшью — 100, за шудру — 10 коров, причем на каждую партию коров полагался дополнительно один бык.Денежный штраф назначался "за всякие заклинания, направленные против чьей-либо кармы, за наговоры над ядовитыми кореньями и за колдовство всякого рода с целью убить, не достигшие, однако, цели" (IX, 290). Если же колдовство оказалось успешным, jcapa назначалась как за убийство (дхармашастра Ядж-навалкья).Среди  видов  наказания  следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в  различных  вариантах:  посажение на кол,  сожжение на кровати или костре,  утопление,  затравливание собаками и  др.; членовредительские  наказания (отрезание пальцев,  рук,ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.  Кровная месть в Законах не упоминается,  видимо, в то время она уже не применялась.  Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени.  Существовали суды царские и внутриобщинные, в каждой из 10 деревень создавались судебные коллегии из трех человек для суда и надзора за ворами. В городе помимо судебных коллегий имелись агенты судей с правом обыска и облав в мастерских, кабаках и частных домах. Общинные кастовые суды просуществовали неофициально вплоть до XX столетия. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников, либо по назначению царя заседала коллегия из назначенного брахмана и трех членов судебной коллегии (сабха). У царя имелось право на ежегодные амнистии..  Не было различия между уголовным  и  гражданским процессом.  Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов для судебного разбирательства споров и конфликтов:"неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного" (VIII, 4);"неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом" (VIII, 5);"дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние" (VIII, 6);"дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад" (VIII, 7).

Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путем захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: "...схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг" Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания.  Законы весьма детально регламентируют  их  использование.Ценность  показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.Лжесвидетельство, несообщение  суду известных сведений считались тяжким грехом.В качестве свидетеля не могли выступать  заинтересованные  лица  и женщины "вследствие непостоянства женского ума".  При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов:  испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий