понедельник, 2 февраля 2009 г.

33. Суд и процесс система судебных доказательств по салической правде.

33. Суд и процесс система судебных доказательств по салической правде.

Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Галло-римляне подразделялись в это время на римлян - королевских сотрапезников, посессоров-землевладельцев и трибутариев-налогоплателыциков, причем последние составляли основную массу. Сотенное собрание (малъ) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (малъберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен. Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще особо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся сацебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого вознаграждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум. Последнее наименование близко по значению словам фритус и фретус, что означало нарушение королевского мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3).Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизованной и бюрократизированной. Председательство в суде от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать поочередно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям. При Каролингах значение королевского суда возросло. Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. В случаях невыплаты займа в ходу был арест имущества должника семью рахенбургами до судебного рассмотрения. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика вершился суд. Суд шел в 2 стадии: 1)Рахинбурги провозглашали обычаи(право) к делу.2)Выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать,но тотчас,”не переминая ноги”. Собрание народа подтверждало криком суждение. Меньшинство заставляли умолкнуть. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). По жребию определялись те, кто подлежал наказанию в случае массовых преступлений (если кого-то убили во время драки, бунта). По Салическому закону коллективное вменение ограничивалось “скопищем” до 7 человек, вина остальных должна была быть конкретно доказана. Присягой можно было подтвердить или отвергнуть всякие разные, но не очень значительные обвинения. Наилучший выход – совместное соприсяжничество сородичей или общинников в “доброй славе и имени” обвиняемого. В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой).

Божий суд – в виде ордалий.Применялся при отсутствие реальных доказательств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий