понедельник, 2 февраля 2009 г.

48. Феодальное право, общая характеристика.

48. Феодальное право, общая характеристика.

1)Феодальное право – право привилегий поскольку закрепляло классовое сословное неравенство людей. Зачастую феодальное право называли кулачным правом (феодал не считался с правом, если оно противоречило его интересам->применение силы для разрешения конфликта было нормальным явлением.2)Партикуляризм (раздробленность права, исключение –Англия). Система феодального права была сложной, включала в себя: 1)феодальные кодексы (ленное право) регламентировали отношения м/у феодалами и сеньорами. 2)крепостное право (регулировало отношения м\у феодалами и крестьянами). 3)городское право регулировало отношения м\у городами и феодалами. 4)каноническое право – совокупность норм, созданных церковью, для регулирования внутренних отношений и отношений м\у духовными и светскими лицами. 5)римское право на рубеже XII-XIII в.появляется школа – гласаторы (изучали римское право).XIII,XIV постгласаторы (пост. Классич. РП).Пытались согласовать нормы РП и средневекового права (деят-ть была направлена на практическое применение).

В средние века право:1)Англо-саксонское (основной источник – судебный прецедент):-общее право, -право справедливости.2)Романо-германское (континентальное) (основной источник – закон):-частное и –публичное.

Городское право.Источники:1)нормы обычного права 2)договоры городов с сеньорам 3)Уставы цехов и гильдий 4)Акты органов местного самоуправления 5)Городские хартии (подробно устанавливались права и обязанности горожан).6)Торговое право.7)Каноническое право.8)Римское право.9)Материалы судебной практики (судебные прецеденты). Каноническое право. Источники: 1)Священные писания,2)Римское право.3)Акты папы римского (эдикты, рестрикты, декреталии).4)Постановления церковных саборов , высказывание церковных авторитетов, кодификация церковного права (свод канонич-го права 1500г.). Универсальное право (экстерриториальность распространяется на все страны, которые приняли католицизм).

      48. Феодальное право, общая характеристика.

Феодализм как система зависимых лично-имущественных отношений составил основную форму социальной организации в средневековой Европе. Эта организация базировалась в основном на иерархии авторитета, власти, прав, где высшей ступенью социальной лестницы был монарх. В то же самое время сложная сеть взаимозависимостей и взаимовлияний связывала монарха, знать, нетитулованное мелкопоместное дворянство, свободных жителей (горожане и др.), крестьян и слуг. Важную роль в оформлении и упрочении этих лично-зависимых связей выполняло феодальное право, субъектами которого выступали господин (сеньор, лорд-манора, феодал, помещик) и его слуга (вассал, рыцарь, ленник, держатель фъефа и др.). Таким образом, феодальное право предстает неким правом на наследуемую земельную собственность и на определенное число подвластных слуг (крестьян) и вассалов. Начальный этап обособления такой собственности был связан с институтом аллода — полным владением участком земли, выделенным поначалу семье в наследственное держание, причем наследование его шло только по мужской линии и лишь позднее к нему были допущены женщины. Следующей формой, тесно связанной с возникновением и упрочением вотчинного хозяйства, наиболее гибкой и широко распространенной в Европе и далеко за ее пределами, стала пожалованная за различные услуги земельная собственность (бенефиций у франков, фъеф у англичан после нормандского вторжения, лен в княжествах и землях Германской империи, икта в исламизированных государствах Востока). Бенефиций (от лат. благодеяние) мог быть получен от короля, епископа и монастыря, позднее — от крупного феодала. В раннем средневековье он жаловался в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной и административной службы. В церкви этим термином обозначалась особая церковная должность и связанные с нею статьи дохода. Феод (от позднелат. Feodum) представлял собой наследственное земельное владение, пожалованное под условием несения службы (военная служба — 40 дней в году, участие в управлении или суде) или уплаты установленных обычаем взносов. Наиболее обременительной и неравноправной формой лично-зависимых отношений стала впоследствии коммендация (от commendatio — вручение себя) и тесно связанный с ней институт прекария. Под воздействием многих внешних факторов и обстоятельств и слабой защищенности от произвола и агрессии мелкие и разрозненные землевладельцы вынуждены были искать защиты и покровительства у лиц знатных, могущественных и состоятельных. Переход под покровительство оформлялся процедурой коммендации — "вручения себя" власти и покровительству сильного. Последним мог быть владелец крупного поместья-виллы, ставшего основной хозяйственной единицей феодализированного общества, либо представителем государственной администрации на местах. Коммендирующийся в ответ на помощь и покровительство обещал служить и угождать своему покровителю и пребывать у него в послушании. Прекарий (от precarium — переданный по просьбе) предполагал процедуру передачи во владение надела или небольшого поместья сеньором или монастырем новому подвластному по его просьбе в обмен на обязательство несения традиционных повинностей — личных и имущественных (продуктовых, денежных). Такой прекарий необходимо было возобновлять каждые пять лет, и его именовали прекарием данным (precarium data). Существовал еще прекарий возвращенный (precarium oblata). Он возникал по просьбе того лица, который сам был вынужден различными обстоятельствами передавать свой надел крупному феодальному владельцу, с тем чтобы затем выкупить этот надел в течение определенного срока (обычно семи лет). Если выкуп не состоялся, то надел переходил в собственность покровителя. Прекарные отношения внешне напоминали кредитование под определенные услуги, но фактически оформляли устойчивые и достаточно гарантированные лично-зависимые отношения на местном уровне. Права феодалов-покровителей были на деле правами-привилегиями и закрепляли существующее социальное, политическое и правовое неравенство. Особенно рельефно такое неравенство фиксировалось институтом иммунитета — освобождения от повинности (от munitas — повинность). Иммунитет подразумевал право феодала осуществлять в своих владениях некоторые функции, обычно принадлежащие государству, например вершить суд, собирать налоги, осуществлять полицейский надзор, и все это делать без вмешательства центральных властей. Это комплексное властное правомочие-привилегия способствовало дальнейшему закрепощению подвластных и подопечных. Крепостные крестьяне представляли собой лично зависимых держателей земли с преобладанием барщины в составе ренты. В Европе они именовались сервами и вилланами, в Византии — "приписными" колонами и париками, в России — холопами. Социальное положение крестьян не было везде одинаковым и менялось в зависимости от специфики исторической эволюции страны или региона. Общее направление перемен — от первобытных родообщинных поземельных отношений к свободному держанию, а затем закрепощению или натурально-денежной феодальной ренте. В позднем средневековье разновидности социального и правового статуса крестьянина, главного и непосредственного производителя сельскохозяйственной продукции, составили семь основных типов: лично свободные держатели земли за денежную (натуральную) ренту; свободные держатели (арендаторы) земли исполу — "испольщики"; лично зависимые держатели земли с незначительным удельным весом барщины в составе ренты; крепостные крестьяне с преобладанием барщины в составе ренты; безнадельные (лично свободные и крепостные) работники по найму или находящиеся в положении дворовых слуг; лично свободные крестьяне — собственники своих наделов; крестьяне-арендаторы. Такая дифференциация была обусловлена неравномерностью развития товарно-денежных капиталистических регионах Европы. Лидировал здесь регион, в составе которого были Англия, Голландия и отчасти Франция. Наиболее отсталым оказался регион Юго-Западной Европы. Для общей оценки ситуации с правовым статусом отдельных сословий и групп необходимо обратить внимание и на своеобразие восприятия права и его свойств в рассматриваемый исторический период. Даже самые фундаментальные характеристики права в огромной степени предопределены их зависимостью от того или иного общественного порядка. В первобытных племенных обществах право есть всего лишь внешнее выражение обычая. В античном городе-государстве — выражение справедливости. В феодальных организациях право базируется на явном или скрытом выражении определенных соглашений. При всем формальном и реальном неравноправии участников этих соглашений-договоренностей они тем не менее являются носителями определенных властных полномочий на такое соглашение: и сеньор, и его вассал так или иначе выступают держателями феодальной власти. Эта манера властвования подкреплялась возможностью субинфеодизации — дальнейшего удлинения феодальной лестницы с ее лично-зависимыми властными отношениями за счет передачи части держания новому вассалу (проводилась с согласия сеньора). К этой же категории властвования относится владение "мертвой руки" (в состоянии менморта), когда земля феодала, пребывавшего в крестовом походе, приобреталась церквами и монастырями, которые уже потом не несли ни повинностей, ни пошлины. Еще одна форма владения с властью именовалась сезина — такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке. Переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры — путем введения в статус владельца на один год и один день при участии бывшего владельца (он отказывал сезину) и сеньора (он передавал сезину). Дополнительной гарантией власти сеньора над вассальным наделом являлась выплата рельефа в том случае, когда вассал отчуждал феод без согласия сеньора (с XIII в.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий